РОМАН (франц. roman), литературный
жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование
сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру,
на становлении, развитии ее характера и самосознания.
Роман - эпос Нового времени; в
отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе
жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные;
но "частная", внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем
"эпопейно", т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного
смысла. Типичная романная ситуация - столкновение в герое нравственного и
человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку
роман развивается в новое время, где характер взаимоотношений человека и
общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является
"открытой": основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим
содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях.
Исторически первой формой считают
плутовской роман. В 18 в. развиваются две основные разновидности:
социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С.
Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический
роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха
социально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль, О.
Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).
Среди мировых имен писателей 20 в. романисты: Р. Роллан, Т. Манн, М. Пруст, Ф.
Кафка, Дж. Джойс, Дж. Голсуорси, У. Фолкнер, Гарсиа Маркес, В. В. Набоков, М.
А. Шолохов, А. И. Солженицын. См. также "Новый роман".
История термина. Название «Роман»
возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось лишь к языку, на котором
написано произведение. Наиболее распространённым языком средневековой
западно-европейской письменности был, как известно, литературный язык древних
римлян — латинский. В XII—XIII вв. наряду с пьесами, повестями, рассказами,
написанными на латинском языке и бытующими преимущественно среди
привилегированных сословий общества, дворянства и духовенства, стали появляться
повести и рассказы, написанные на романских языках и бытовавшие преимущественно
в среде демократических слоёв общества, не знающих латинского языка, среди
торговой буржуазии, ремесленников, вилланов (так называемое третье сословие).
Эти произведения, в отличие от латинских, так и стали называть: conte roman —
романский рассказ, повесть. А затем прилагательное приобрело самостоятельное
значение. Так возникло особое название для повествовательных произведений. В
дальнейшем оно вошло в состав языка и с течением времени потеряло свой
первоначальный смысл. Романом стали называть произведение на любом языке, но не
всякое, а только большое по размерам, отличающееся некоторыми особенностями
тематики, композиционного построения, развертывания сюжета и т. п. В новое
время, в особенности в XVIII—XIX вв., этот вид произведений стал ведущим жанром
художественной литературы.
Традиции английского любовно-сентиментального
и семейно-бытового романа эпохи Просвещения (С. Ричардсона, О.Голдсмита) будут
подхвачены романистами 19—20 в. Впитав, в свою очередь, опыт оформившегося
также в Англии под пером В. Скотта исторического
романа, в специфически русском культурном контексте возникнет жанр романа-эпопеи
(Л. Н. Толстой), который через столетия сопоставит в единой художественной
структуре две противоположности — эпос и роман, еще раз подтвердив коренную особенность
романа — его сущностную контраверсность и диалектику его внутренней формы.
Способность романа к постоянному самообновлению на всем протяжении его жизни в
культуре Нового и Новейшего времени подтверждается регулярным появлением романов-пародий
на те или иные тяготеющие к канонизации образцы жанра: пародийное и
самопародийное начало присутствует в прозе Филдинга, Стерна, Виланда, Диккенса,
М. Твена, Джойса, Пушкина, Достоевского, Набокова, Г. Гарсиа Маркеса и др.
Большинство романов-пародий и самопародий могут быть названы «самосознательными
романами» или метароманами, т.е. текстами, основанными на пародийной цитации и
ироническом переосмыслении чужих текстов. У истоков этой традиции также
находится первый «образцовый» роман Нового времени – «Дон Кихот». Многообразие
романной традиции, отражающее неисчерпаемость самого жанра, проявляется и в
появлении специфически-национальных разновидностей жанра: «романа воспитания» в
Германии (Гете), Т.Манн, романа-эпопеи в России, «романа о диктаторе» в
Латинской Америке, детективного романа в Англии.
|