Форма входа

Категории раздела

Олимпиадникам [12]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 18.05.2024, 17:21
Приветствую Вас Гость | RSS
СРЛ и ТеорЛит 2011
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Олимпиадникам » Олимпиадникам

А.Аверченко. Знаменитый паноптикум
[ Скачать с сервера (29.4 Kb) ] 30.03.2019, 13:55

Авер­ченко А.Т. Соб­ра­ние со­чине­ний: В 13 т.

Т. 8. Чуда­ки на под­мос­тках

М., "Дмит­рий Сечин", 2013.



 

ЧУДАКИ НА ПОДМОСТКАХ

НОВАЯ КНИГА ПЬЕС И СКЕТЧЕЙ ДЛЯ СЦЕНЫ И ЧТЕНИЯ

(1924)



 

ЗНАМЕНИТЫЙ ПАНОПТИКУМ

Скетч



 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА



 

Дирек­тор му­зея.

Кар­лик, Вели­кан, Глу­хоне­мой, Помощ­ник (од­но ли­цо).

Голос из пуб­ли­ки.


 

Помощ­ник вы­носит на сце­ну ап­па­раты и ред­кости.

Рас­став­ля­ет их.



 

Выхо­дит Дирек­тор, рас­кла­нива­ет­ся.

Дирек­тор. Милос­ти­ви гос­по­дин и гос­по­жа! Я имей шесть де­монс­тро­вать тут на ва­ше ли­цо се­лий ряд ред­кос­тни ред­кость и уник...

Голос из пуб­ли­ки. Гово­ри по-рус­ски.

Дирек­тор. Сде­лайте одол­же­ние! Вот, ре­бята, это, зна­чит­ся, мой му­зей-па­ноп­ти­кум! Тут соб­ра­ны все на­уч­ные ред­кости, как эт­ногра­фич­ные – так и та­кие – так и та­кие... дру­гие сов­сем. Здесь пе­ред ва­ми при­рода рас­кро­ет свои тайны – фи­зичес­кие, бо­тани­чес­кие, ил­лю­зи­он­ные, а так­же го­воря­щая го­лова без рук, ног и дру­гих прис­по­соб­ле­ний, за что вла­делец ее был вы­сыла­ем изум­ленной ад­ми­нис­тра­ци­ей из мно­гих го­родов чер­но­зем­ной по­лосы Рос­сии. Вся­кий мо­жет убе­диться и до­тор­кнуться с ру­кой, но без по­лом­ки, вви­ду то­го, что это вы­везе­но из раз­ных ред­ких стран, как тро­пичес­ких, так и дру­гих... не тро­пичес­ких. При­рода име­ет мно­го тайн, но пыт­ли­вый ум по­дыма­ет эту за­навес­ку и под­гля­дыва­ет под ее. Я за свои на­уч­ные пос­тупки имею мно­го ор­де­нов от раз­ных ко­роно­ван­ных особ, как-то: абис­син­ско­го Меле­ника, пор­ту­галь­ско­го ца­ря и про­чих, но я не на­деваю, по­тому и гру­дей не хва­тит, так мно­го.

Одна­ко, не бу­дем вда­ваться! Сей­час имею честь де­монс­тро­вать на­иболь­шую ред­кость: ок­но в Евро­пу, про­руб­ленное зна­мени­тым де­душ­кой рус­ско­го фло­та Пет­ром Вели­ким (бе­рет ок­но, об­кле­ен­ное бу­магой.) Извольте ви­деть! Окно до про­руба­ния...... (про­тыка­ет бу­магу ку­лаком.) Оно же – пос­ле про­руба­ния.

Теперь вер­немся к са­мой гру­бой древ­ности, ког­да на­роду ни чер­та не бы­ло, ок­ро­мя Ада­ма и Евы, да и те гольем в раю жи­ли. Тут есть нес­колько ред­костей, най­ден­ных в рас­копках, как-то: реб­ро Ада­ма, из ко­торо­го бы­ла сде­лана Ева (по­казы­ва­ет обык­но­вен­ную об­гло­дан­ную кость от око­рока). Кость, как вы ви­дите – не моз­го­вая; по­том яб­ло­ко от де­рева поз­на­ния доб­ра и зла. (Пока он го­ворит, по­мощ­ник мед­ленно жу­ет яб­ло­ко.) Это яб­ло­ко на­иболь­шая му­зей­ная ред­кость, куп­ленная мною у од­но­го пус­тынни­ка за 500 фун­тов стер­лингов (смот­рит на по­мощ­ни­ка). Опять! Лопа­ешь! 40 ко­пе­ек фунт, а ты, как свинья... (вы­рыва­ет). Извольте ви­деть – под­линное яб­ло­ко, без вся­кого жуль­ни­чес­тва – единс­твен­ная польза на­уки! (Отку­сыва­ет сам, кла­дет на стол.)

Окро­мя то­го, из это­го пе­ри­ода есть у ме­ня в му­зее тот са­мый змей, ко­торый соб­лазнил Еву на съ­еде­ние это­го фрук­та – вот, из­вольте убе­диться, – это единс­твен­ный змей. (Помощ­ник пе­реда­ет ему дет­ский змей, сде­лан­ный из бу­маги и па­лочек.) И еже­ли вам в дру­гом му­зее по­кажут вто­рой эк­зем­пляр – про­шу сос­та­вить про­токол за на­руше­ние спо­кой­ствия!

Пере­вер­немся в дру­гую эпо­ху и по­любу­ем­ся с на­уч­ной цель­ю на тот гвоздь, ко­торым его си­ятель­ство князь Олег при­бил щит на вра­тах Царь­гра­да (Ищет на сто­ле.) Где гвоздь?

Помощ­ник. Акте­ры в стен­ку вби­ли. Паль­т ве­шать не на чем.

Дирек­тор (ше­потом). Како­го чер­та! Они уже седь­мой гвоздь та­щут. (Выни­ма­ет из-за лац­ка­на бу­лав­ку, гром­ко.) Вот, гос­по­да, тот ма­лень­кий гвоз­ди­чек, ко­торым Олег при­калы­вал щит до во­рот! Дра­гоцен­ная, на­уч­ная ред­кость! (Маши­нально бро­са­ет на пол.) Пово­рачи­ва­ясь спи­ной к этой эпо­хе, мы на­тыка­ем­ся на дру­гую эпо­ху, имен­но, ког­да Виль­гельм Телль стре­лял в го­лову сво­его сы­на. Швей­ца­рами на­зывал­ся на­род, жи­вущий в Швей­ца­рии и де­лав­ший швей­цар­ский сыр, в от­ли­чие от гол­ланд­ско­го на­рода, жи­вуще­го в Гол­ландии и де­ла­юще­го гол­ланд­ский сыр, что не по­меша­ло Виль­гельму Тел­лю по­ложить на го­лову сы­ниш­ки яб­ло­ко и выс­трель­нуть. Вот та са­мая пу­ля, ко­торой он из ружь­я ба­бах­нул...

Голос из пуб­ли­ки. Поз­вольте! У Тел­ля не ружь­е бы­ло, а лук...

Дирек­тор (раз­вязно). Прос­ти­те, та­кая мас­са ред­костей, что за­пута­ешься. Дей­стви­тельно, он из лу­ка стре­лял. Маль­чик! Лук! (Помощ­ник по­да­ет лу­кови­цу.) Извольте ви­деть – под­линный лук!

Одна­ко пе­рене­сем­ся в дру­гой пе­ре­од. Вот то пе­ро, ко­торым Лес­тор Нето­писец пи­сал свои не­топи­си (по­казы­ва­ет сталь­ное пе­ро).

Голос из пуб­ли­ки. Неп­равда! Тог­да сталь­ны­ми перь­ями не пи­сали. Гуси­ные бы­ли.

Дирек­тор (раз­дра­жен­но). Вас не спро­сили дей­стви­тельно! (К по­мощ­ни­ку ше­потом.) А ты не мог пойти на кух­ню и у по­вара поп­ро­сить! Дар­мо­ед сви­нячий! (Гром­ко.) Теперь, гос­по­да, об­ра­тим­те на­ше та­кое вни­мание на чу­деса при­роды, той при­роды, ко­торую, как го­ворит­ся, го­ни в дверь – она, дрянь та­кая, вле­за­ет в ок­но!

На­иболь­ший ми­ровой уник – это наш му­зей­ный кар­лик Чар­ли Вуд, по спра­вед­ли­вос­ти счи­та­ющийся вось­мым чу­дом све­та. (Помощ­ник сни­ма­ет усы и на­дева­ет жо­кей­ную ша­поч­ку.) Вот, гос­по­да, Чар­ли Вуд! Самый боль­шой кар­лик в све­те!! (Выво­дит впе­ред за ру­ку.) Чудо при­роды (за­учен­ным то­ном). Как вас зо­вут?

Помощ­ник (мрач­но). Петр Василь­евич!

Дирек­тор. Это его по-рус­ски. В пе­рево­де – Чар­ли Вуд. Сколько вам лет?

Помощ­ник. 25.

Дирек­тор. Роди­тели ва­ши нор­мальны?

Помощ­ник. Нор­маль­ные (мрач­но). По край­ней ме­ре глу­пых воп­ро­сов не за­да­ют.

Дирек­тор. Ска­жите стиш­ки пуб­ли­ке.

Помощ­ник (де­ревян­ным го­лосом).

Оне­гин, я скры­вать не ста­ну,

Безум­но я люб­лю Тать­яну.

Оне­гин, я бы­ла мо­ложе

Луч­шее, ка­жет­ся, бы­ла.

Дирек­тор. Бла­года­рю вас. Може­те пред­ло­жить пуб­ли­ке свои кар­точки.

Помощ­ник (бе­рет рес­то­ран­ное ме­ню, идет в пуб­ли­ку).

Дирек­тор. Да не те (ше­потом). Дуби­на! (Гром­ко.) Вер­ни­тесь! (Помощ­ник воз­вра­ща­ет­ся.) Сей­час я по­кажу дру­гое чу­до при­роды. Вели­кан Джон Вевер­лей! При­рода да­ет нам мно­го за­гадок и при­виде­ние ни­ког­да не ос­тавля­ет че­лове­ка, по­чему на­уч­ные си­лы и дей­ству­ют раз­но на ор­га­низм, зас­тавляя его ме­няться в свою пользу. (Помощ­ник на­дева­ет дру­гую ша­поч­ку и сни­ма­ет пид­жак.)

Вот, гос­по­да, честь имею по­казать Джо­на Вевер­лей – са­мого ма­лень­ко­го че­лове­ка в ми­ре... Этот единс­твен­ный эк­зем­пляр ро­дил­ся в шта­те Неб­раски и про­ис­хо­дит от не­бога­тых ро­дите­лей. Как вас зо­вут, ве­ликан?

Помощ­ник. Петр Василь­евич.

Дирек­тор. Это в пе­рево­де на рус­ский. По-аме­рикан­ски – Джон Вевер­лей. Сколько вам лет?

Помощ­ник. 25.

Дирек­тор. Чем за­нима­етесь?

Помощ­ник. Вели­канс­твую.

Дирек­тор. Чем пи­та­етесь?

Помощ­ник. Рыбой, мя­сом, хле­бом. Что да­дут – все ем!

Дирек­тор. Ког­да сде­лались ве­лика­ном?

Помощ­ник. Недав­но.

Дирек­тор. Ска­жите пуб­ли­ке сти­хи.

Помощ­ник. Люб­лю гро­зу в на­чале мая,

Ког­да ве­сен­ний пер­вый гром,

Летит ки­бит­ка уда­лая,

Браз­ды пу­шис­тые взры­вая...

Дирек­тор. Пок­ло­нитесь пуб­ли­ке. Поб­ла­года­рите за вни­мание.

А те­перь от это­го чу­да при­роды пе­решаг­нем в дру­гое, так на­зыва­емая – го­воря­щая го­лова. Куп­ле­на в Сици­лии, по­чему мо­жет от­ве­тить на лю­бой воп­рос, на лю­бом язы­ке (по­казы­ва­ет кар­то­наж­ную го­лову на тум­бе). Вы ви­дите – нет ни рук, ни ног, а го­ворит так, как не вся­кий, с ру­ками и с но­гами ска­жет. Жела­ющие из пуб­ли­ки мо­гут за­давать воп­ро­сы, но го­лова от­ве­ча­ет только на ум­ные воп­ро­сы. Будьте лю­без­ны за­дать ей воп­рос, не стес­няй­тесь!

Голос из пуб­ли­ки. Слу­шай, го­лова! Если ты ешь, так ку­да это все де­ва­ет­ся? (Па­уза.)

Дирек­тор. Гос­по­да, я же пре­дуп­реждал вас – го­лова от­ве­ча­ет только на ум­ные воп­ро­сы! Ну кто еще хо­чет спро­сить? Гос­по­да, по­жалуй­ста! (Па­уза.) Ник­то? Помощ­ник, та­щите го­лову (по­мощ­ник под­хо­дит и ме­лан­хо­лич­но тя­нет ди­рек­то­ра за го­лову). Да не мою! Вот убо­ище-то! Не мою, а эту! Гово­рящую!

Теперь поз­вольте вам де­монс­три­ровать са­мый лю­бопыт­ный ми­ровой фе­номен из выс­ше­го арис­токра­тичес­ко­го об­щес­тва!! До сих пор мы ви­дели глу­хих, не­мых и сле­пых из пле­бей­ско­го ми­ра, а те­перь мы при­об­ре­ли этот уник из са­мого выс­ше­го све­та. Граф, по­жалуйте! (Помощ­ник на­дева­ет ци­линдр и мо­нокль). Поз­вольте, гос­по­да, мне за­дать нес­колько воп­ро­сов, что­бы вы убе­дились, что этот уник дей­стви­тельно глу­хой, сле­пой и не­мой. Здравс­твуйте, граф!

Помощ­ник (про­тяги­вая ру­ку). Мое поч­те­ние... Как здо­ровь­ице?

Дирек­тор. Вы глу­хой?

Помощ­ник. Очень. Ниче­го не слы­шу.

Дирек­тор. Вы не­мой?

Помощ­ник. Ясное де­ло – не­мой. Что вы, не слы­шите, что ли?

Дирек­тор (гор­до). Поч­тенней­шая пуб­ли­ка мо­жет убе­диться. Вы те­перь и сле­пой?

Помощ­ник. Сле­пой!!! (Уви­дев зна­комо­го в пуб­ли­ке, рас­кла­нива­ет­ся.)

Дирек­тор. Где вы ро­дились?

Помощ­ник. В вос­пи­татель­ном.

Дирек­тор. Чем пи­та­етесь?

Помощ­ник. Как­ле­тами.

Дирек­тор. Проч­ти­те пуб­ли­ке стиш­ки.

Помощ­ник. Как же я бу­ду чи­тать, ког­да я не­мой? Думайте, что го­вори­те.

Дирек­тор. А ... Гм... да... Поб­ла­года­рите пуб­ли­ку за вни­мание.

Теперь, гос­по­да, зак­лю­читель­ный но­мер на­шей прог­раммы: гран­ди­оз­ная жи­вая кар­ти­на – пир в бо­гатом гре­чес­ком Кон­стан­ти­нополь­ском до­ме на 40 пер­сон (Помощ­ник по­казы­ва­ет боль­шой под­нос, на ко­тором мас­са ви­лок, 1 рюм­ка ду­зико и од­на мас­ли­на.) Музы­ка... вальс! Дирек­ция по­кор­нейше бла­года­рит куль­тур­ную пуб­ли­ку за вни­мание и зав­тра же про­ез­дом че­рез этот го­род даст но­вое гран­ди­оз­ное пред­став­ле­ние. Миш­ка, уби­рай ред­кости!


 

Зана­вес

КОММЕНТАРИИ


 

Премь­ера под наз­ва­ни­ем "Про­вин­ци­аль­ный па­ноп­ти­кум" сос­то­ялась на сце­не кон­стан­ти­нополь­ско­го "Гнез­да пе­релет­ных птиц" 2 мар­та 1922 г. ("Presse du soir", 1922, 2 mars, No 35).

Паноп­ти­кум (греч.) – соб­ра­ние уни­каль­ных пред­ме­тов, ред­костей (вос­ко­вых фи­гур, ди­ковин­ных, при­чуд­ли­вых су­ществ и т.п.). В до­рево­люци­он­ной Рос­сии па­ноп­ти­кумы прив­ле­кали нев­зыска­тель­ную ма­ло­об­ра­зован­ную пуб­ли­ку и вмес­те с тем хоть в ка­кой-то ме­ре спо­собс­тво­вали прос­ве­щению на­рода. Лов­кие про­ходим­цы поль­зо­вались прос­то­души­ем по­сети­телей и нес­ли вся­кую чушь по по­воду пред­став­ля­емых пред­ме­тов, за­час­тую не яв­ля­ющих­ся вов­се ред­костью. Скетч выс­ме­ива­ет один из та­ких ба­лага­нов.

...по­любу­ем­ся на тот гвоздь, ко­торым его си­ятель­ство князь Олег при­бил щит на вра­тах Царь­гра­да...– Олег (ум. в 912 г.) – древ­не­рус­ский князь. По дан­ным ле­топи­си в 907 г. во гла­ве боль­шо­го вой­ска со­вер­шил по мо­рю и по су­ше ус­пешный по­ход в Визан­тий­скую им­пе­рию и по­весил свой щит, "по­казу­юще по­беду", на во­ротах сто­лицы Визан­тии Кон­стан­ти­нопо­ля (Царь­град). О кня­зе Оле­ге сло­жено мно­го ле­генд, од­ной из ко­торых вос­поль­зо­вал­ся Пуш­кин в "Пес­не о ве­щем Оле­ге".

...ког­да Виль­гельм Телль стре­лял в го­лову сво­его сы­на... Виль­гельм Телль (ум. 1354) – швей­цар­ский ге­рой, кресть­янин кан­то­на Ури, сто­ял во гла­ве тай­но­го за­гово­ра про­тив Габ­сбур­гов. Сог­ласно швей­цар­ской на­род­ной ле­ген­де был при­нуж­ден габ­сбург­ским дол­жностным ли­цом Гес­ле­ром сбить стре­лой из лу­ка яб­ло­ко с го­ловы сво­его ма­лень­ко­го сы­на. Выпол­нив это, Телль убил Гес­ле­ра, что пос­лу­жило сиг­на­лом к на­род­но­му вос­ста­нию. Леген­да Виль­гельма Тел­ла лег­ла в ос­но­ву од­но­имен­ной дра­мы Фрид­ри­ха Шил­ле­ра (1759-1805), на­писан­ной в 1805 г.

Швей­ца­рами на­зывал­ся на­род...– Швей­цар – сто­рож у две­рей подъ­ез­дов гос­ти­ниц, рес­то­ранов, уч­режде­ний и жи­лых до­мов. Швей­цар­ца­ми на­зыва­ют­ся жи­тели Швей­ца­рии.

...пе­ро, ко­торым Лес­тор Нето­писец...– Дирек­тор па­ноп­ти­кума во­об­ще не по­нима­ет, что го­ворит, ис­ка­жая имя жив­ше­го в XI – на­чале XII в. в Ки­ево-Печер­ской лав­ре Нес­то­ра, древ­не­рус­ско­го пи­сате­ля, мо­наха, проз­ванно­го Лето­пис­цем. Он был ав­то­ром жи­тий кня­зей Бори­са и Гле­ба, Фе­одо­сия Печер­ско­го, "Повес­ти вре­мен­ных лет" и др.

Оне­гин, я скры­вать не ста­ну...– Бес­смыс­ленный на­бор ис­ка­жен­ных фраз из арии Гре­мина, письма Тать­яны Лари­ной Оне­гину и т.п. в опе­ре "Евге­ний Оне­гин" П. И. Чай­ков­ско­го.

Люб­лю гро­зу в на­чале мая...– бес­связ­ный на­бор фраз из раз­личных про­из­ве­дений Ф.И. Тют­че­ва, А.С. Пуш­ки­на.

 

Категория: Олимпиадникам | Добавил: Djadjka
Просмотров: 198 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024